Проекты

Исследования и разработки в области качества образования

Основы менеджмента качества

Управление образованием является одной из самых сложных и масштабных административных задач. Ее уникальность обусловлена несколькими факторами: социальной значимостью для развития общества, вовлеченностью миллионов людей, субъективностью оценивания достижений образовательных институтов, большой инерционностью системы. Российская школа вот уже несколько лет находится в стадии поэтапного перехода на новые условия работы. Основанием для этого служит система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных для различных ступеней общего образования.

Полный переход на стандарты нового поколения - это сложный и длительный процесс, нуждающийся в постоянном наблюдении за результативностью мер, предпринимаемых в процессе реформирования. Слишком много значительных изменений в разных аспектах управления образовательным процессом требуется от административного персонала школ и педагогических коллективов, чтобы сразу же рассчитывать на безусловную реализацию поставленных целей. Без мониторинга текущего состояния системы невозможно контролировать и - при необходимости - корректировать процесс перехода на новые стандарты. Канал обратной связи должен на регулярной основе обеспечивать необходимой информацией органы управления образованием разного уровня иерархии: от министерства до региональных кластеров. Этим и объясняется первостепенное внимание, которое государство уделяет оценке качества образования.

К сожалению, мероприятия в сфере обеспечения качества образования пока не имеют столь же надежной научно-методической и операционной основы, как в других сферах деятельности. Системы менеджмента качества разрабатывались, прежде всего, для производственных процессов, основанных на устойчивых технологических решениях. Сначала речь шла просто о снижении процента брака, но потом были разработаны методы целенаправленной деятельности, нацеленной на повышение эффективности производственного процесса в целом. Сегодня менеджмент качества является неотъемлемой частью любого производства, основой инновационного развития. Многие подходы к обеспечению качества можно было бы заимствовать для управления образованием, хотя очевидно, что для этого потребуется тщательный анализ и учет специфики деятельности образовательных учреждений и, в частности, массовой школы. Общие методы, используемые в менеджменте качества, должны быть адаптированы к специфике отрасли.

Работы ИЦ ТСО в области обеспечения качества образования были представлены в Санкт-Петербургском филиале ВШЭ на мастер-классе, проведенном Д.Д. Рубашкиным для магистров программы «Управление образованием». Тема мастер-класса «Основные принципы менеджмента качества в их приложении к задачам управления образованием».
Мастер-кдасс "Основные принципы менеджмента качества в их приложении к задачам управления образованием"
Мастер-класс в рамках научно-исследовательского семинара

Краткое содержание мастер-класса:
В современном мире обеспечение качества является неотъемлемой частью любого управленческого процесса. В лекции некоторые ключевые положения менеджмента качества рассматриваются в контексте задач, решаемых системой образования. Существующая система оценки качества в большей степени нацелена на решение задач отрасли в целом и основана на сборе статистической информации и анализе усредненных показателей. Предполагается, что такой подход может служить основой стратегического развития системы образования. Однако при этом на второй план отходит задача оперативного управления в конкретных школах или образовательных кластерах. Предлагается перейти от контроля качества (quality control) к мерам по его обеспечению (quality assurance) на основе выявления факторов, снижающих эффективность и результативность образовательного процесса. Ключевым элементом предлагаемого подхода является переход к формирующему оцениванию текущих образовательных результатов на основе внедрения компьютеризированных практик и персонализированного обучения. Это позволит совместить в единой системе обеспечения качества супервизорное управление на уровне всей образовательной системы с оперативным управлением отдельной школой на основе мониторинга хода учебного процесса.

Лекция ВШЭ

Иерархия образовательных результатов

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые приоритетные задачи: формирование, наряду с предметными, личностных и метапредметных результатов. Иерархия отношений между этими категориями не определена, но большинство преподавателей-практиков воспринимает приоритеты следующим образом. Основой обучения остается предметное обучение, а метапредметные и личностные результаты достигаются в образовательном процессе как надпредметные, относящиеся к высшей ступени иерархии.


В то же время, очевидно, что метапредметные и личностные результаты, связанные с формированием основ функциональной грамотности, общеучебных умений, являются не столько следствием, сколько условием успешного предметного обучения. Это означает, что на определенном этапе обучения предметные результаты базируются на метапредметных и личностных.


Такое положение характерно, прежде всего, для начальной школы, целью которой и являются социализация и приобретение грамотности. Поэтому на этой ступени мониторинг текущих образовательных результатов должен строиться преимущественно на анализе сформированности общеучебных умений и проявлений личностного развития.


После завершения ступени начального образования начинается предметное обучение, которое, в свою очередь, должно привести к надпредметным образовательным результатам – в тех проявлениях, которые регламентируются стандартами.


Здесь уже становится уместным приоритетное внимание к мониторингу результатов предметного обучения, так как именно предметные результаты составляют основу желаемой модели выпускника общеобразовательной школы и проверяются в ходе государственной аттестации. Практики, направленные на компенсацию дефицитов функциональной грамотности могут рассматриваться как компенсирующие и влияющие на выбор персональной образовательной траектории.


Информационный тренинг

Специалисты организации совместно с мультимедиа-студией «Март» разработали инновационную интерактивную образовательную практику – информационный тренинг. Целью тренинга является формирование и развитие умений, основанных на работе с различными источниками учебной информации. Прохождение тренинга способствует достижению метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям ФГОС для начальной и основной школы.

Информация для педагогов | Памятка для родителей.

Концепция информационного тренинга в контексте мероприятий по обеспечению качества образования обсуждалась в рамках международной конференции «Мониторинги, рейтинги, рэнкинги как инструменты управления качетством образования» (сентябрь 2017 г.). Презентация доклада «Использование результатов мониторинга текущих образовательных результатов: от контроля качества к мерам по его обеспечению» доступна на сайте в разделе публикаций.

Значимость информационной компетентности в контексте разработки развития стратегии школы обсуждалась в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Школа, устремленная в будущее: социально-педагогический потенциал школы-новостройки». Тема была вынесена на две секции. На одной из них обсуждались компетенции XXI века, а на другой – колллективные формы повышения квалификации преподавателей. Презентация доклада «Информационная компетентность – основа активного учения и обучения» доступна на сайте в разделе публикаций.

Информационный трениг как новая активная практика был представлен на конференции EdExpo «Образование для будущего», проходившей в Санкт-Петербурге в январе 2018 г. Выступление Д.Д. Рубашкина на секции «Как учить современных детей: новые технологии работы учителя» можно посмотреть здесь

Кейс «Диагностические процедуры в начальной школе»

Эффективность обучения во многом определяется уровнем когнитивного развития и функциональной грамотности учащихся, их способностью воспринимать, анализировать и преобразовывать учебную информацию. Если эти умения не сформированы на начальном этапе, дальнейшее обучение не будет продуктивным. Критически важным является «стык» между начальной и основной школой. В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) даны описания планируемых результатов, но педагогической наукой пока не предложены ни методически выстроенные учебные практики, нацеленные на формирование основ функциональной грамотности, ни инструменты измерения текущих образовательных результатов. Из-за отсутствия готовых рецептов школы вынуждены искать решение самостоятельно.

Согласно исследованиям, проводимым в системе образования (см. например, www.eduniko.ru), в основной школе по мере прохождения учебных курсов наблюдается снижение образовательных результатов по большинству предметов. Одна из значимых причин – неготовность учащихся к восприятию сложного материала. Начальная школа уделяет недостаточно внимания формированию общеучебных компетенций и, в частности, учебно-информационных умений. По мнению экспертов и преподавателей-практиков, учащиеся 4-5 классов плохо подготовлены к работе со сложными текстами, таблицами, различными графическими представлениями: картами, схемами, диаграммами и т.д.

Совместно со студией «Март» был спланирован и проведен образовательный эксперимент в школах Василеостровского района. Измерения, проведенные в 2017-18 учебном году, подтверждают, что у учащихся 4 классов имеются серьезные дефициты функциональной грамотности. Если они не будут компенсированы, это скажется на результативности дальнейшего обучения. В настоящее время собранные результаты эксперимента обрабатываются с целью разработки тренинговых программ для компенсирующих практик.

Кейс «Дистанционное сопровождение тренинга»

Экспериментальная работа, начатая в школах Василеостровского района Санкт-Петербурга, продолжилась в одной из московских школ. Комплект заданий для тренинга был разработан с целью оценки сформированности основ функциональной грамотности у учащихся начальной и основной школы. Тренинг проводился со школьниками разного возраста: с 3 по 6 класс. Всего в диагностических процедурах приняли участие около 150 учащихся. Организация тренинга целиком осуществлялась преподавателями школы при дистанционной методической поддержке и консультировании из Петербурга.

На сайте студии «Март» была создана вся необходимая для поддержки практики информационного тренинга инфраструктура: личные кабинеты преподавателей и учащихся, интерфейсы для назначения заданий, выполняемых на конкретном занятии, web-страницы для просмотра индивидуальных и групповых результатов и т.д. Этот опыт совместной работы разработчиков методики информационного тренинга и педагогов территориально удаленной школы подтвердил, что техническая реализация программного сервиса дает возможность проводить тренинги без физического присутствия создателей новой учебной практики.

Кейс «Повышение квалификации учителей»

Повышение функциональной грамотности учащихся не может быть реализовано в полном объеме, если в этот процесс не включаются их учителя. Поэтому экспериментальная работа с учащимися и повышение квалификации учителей должны идти параллельно. Но традиционные «курсовые» программы повышения квалификации для этой цели не подходят. Требуются новые подходы к переподготовке учителей, основанные на совместной работе педагогической команды, нацеленной на реализацию педагогической задачи школы. О командной модели повышения квалификации можно прочитать здесь.

Совместно со студией «Март» был разработан план работы с образовательными организациями, который включает в себя тренинговые программы для школьников и командную работу группы учителей.


Работа со школьниками начинается с диагностики дефицитов, а затем, имея объективную информацию о состоянии функциональной грамотности, преподаватели школы совместно с разработчиками концепции тренинга и инструментов создания заданий создают собственные тренинговые программы.

Тема функциональной грамотности в контексте формирования компетенций XXI века освещалась в ходе мероприятий проектно-исследовательской конференции «Учебный день в школе навыков XXI века».

Проект «Учим учиться»

Методика информационного тренинга положена в основу проекта «Учим учиться», адресованного учащимся начальной школы. Проект поддержан Фондом президентских грантов.

Основная задача проекта – расширение масштабов экспериментальной работы по формированию основ функциональной грамотности до уровня образовательных кластеров. Регионами проекта являются Василеостровский район Санкт-Петербурга и Ленинградская область. Всего в проекте принимают участие свыше 1200 учащихся четвертых классов общеобразовательных школ.

Проект будет продолжаться в течение всего 2018/2019 учебного года. По его итогам будут опубликованы аналитические материалы с оценкой уровня функциональной грамотности у учащихся начальной школы и предложены новые тренинговые программы, повышающие результативность обучения в основной школе. Подробно о мероприятиях и участниках проекта можно узнать на специальном сайте.

 


© АНО «Инновационный центр «Технологии современного образования» 2004-2018


Главная

Проекты

Публикации

Об организации

Контакты